No Image

Хвостовик вом мтз 82

СОДЕРЖАНИЕ
68 просмотров
21 января 2020

Универсально-пропашные тракторы МТЗ 80, МТЗ 82 используют для выполнения широкого спектра механизированных работ, включая агрегатирование с различными активными, навесными, прицепными специализированными механизмами. Для передачи мощностей от трактора к используемому оборудованию, техника вышеуказанной марки, оснащена валами обора мощности.Привод осуществляется от шлицевых наконечников, соединяющихся соответствующими муфтами с агргатируемыми машинами.

Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.

Механизм ВОМ входит состав трансмиссии трактора, вращение которого осуществляется от маховика двигателя или от КПП машины.

Планетарный редуктор ВОМ.

В конструкцию ВОМ входит планетарный механизм включения, функция которого заключается во включении и передачи вращения на соединительный шлицевой вал. Редуктор находится в задней части картера заднего моста трактора. В заказных конструкциях планетарного редуктора вал 23 делают универсальным, составным со сменными хвостовиками с 8-ю для скорости вращения 540 об./мин. или 21-м шлицом со скоростью 1 тыс. об./мин. вращения ВОМ.

Редуктор управляется двумя фрикционными лентами 12 и 10 (на рис.). Одна тормозная лента стоит на барабане водила, другая на барабане связанным с солнечной шестернёй через шлицевую муфту. Рычаг включения находится по правую сторону водителя и имеет два положения: рычаг вперёд — «ВОМ выключен», рычаг назад — «ВОМ выключен». Движение от рычага передаётся тягами к пружинному усилителю, связанному через рычаг с осью управления фрикционными лентами. В процессе работы нужно обращать внимание, чтобы не было упора рычага включения в пол кабины. Это позволит избежать буксования механизма.

Режимы работы заднего ВОМ и переключение скорости вращения

Кулачковая муфта 20 выполняет функцию переключения режимов работы ВОМ (синхронный — независимый) и передачи вращения на редуктор включения.

Независимый режим

В независимом режиме муфта получает вращение от вала, проходящего через пустотелый промежуточный вал КПП, который передаёт вращение маховика двигателя через двухскоростной редуктор, размещённый в картере промежутки. Включение независимого режима осуществляют на малых холостых оборотах или при заглушённом двигателе рычагом управления кулачковой муфты. При переключении на заглушённом двигателе для совпадения шлицов муфты, проворачивают шлицевой приводной вал заднего ВОМ от руки.

Синхронный режим

В синхронном режиме муфта работает с ведущей шестернёй второй ступени КПП трактора при работающей трансмиссии. Частота вращения зависит от скорости движения и составляет 3,5 оборота вала на метр пути. Режим включают при работающем дизеле, после включения передачи и плавном соединении сцепления.

Рычаг переключения режимов работы ВОМа находится у основания сидения водителя. При повороте рычага в крайнее левое положение включается — «синхронный», в правую — «независимый» режим работы. Среднее положение — «нейтральное». Выбранная позиция рычага удерживается фиксатором.

Изменение скорости независимого режима ВОМ осуществляется при заглушённом двигателе, через поводок, установленный в нижней части корпуса промежутки трактора связанный тягой со скользящим блоком шестерней. Поворот поводка по часовой стрелке включает скорость 540 об./мин. в обратную сторону — 1 тыс. об./мин. Положение поводка фиксируется пружинно-шариковым замком, установленным на вилке переключения.

Боковой ВОМ

Боковой ВОМ, устанавливается для привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора.Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.

Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.

Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.

Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста. Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева. Монтаж отдельного редуктора осуществляют к кожухам тормозов заднего моста. Включение производится с помощью шлицевой муфты. Рычаг управления выведен в кабину. Приводные синхронные валы установлены перпендикулярно оси движения трактора.

Неисправности ВОМ

1 Невозможность переключение режимов — причина износ кулачковой муфты. В этом случае отсоединяют коробку передач от механизма заднего моста и заменяют изношенные детали.
2 Если вал продолжает вращение после выключения или нарушается стабильность частоты вращения ВОМ во включённом положении, в таких случаях производят регулировку или замену тормозных лент.

3 Затруднительное включение или невозможность включения свидетельствует о поломке пружинного усилителя включения. Устраняют заменой пружины.

Обращаем внимание, что с целью исключения травматизма, демонтаж и установка пружинного усилителя делается в строгой последовательности:

  • Переводят рычаг включения в положение, при котором совпадут отверстия на рычаге и корпусе заднего моста.
  • В отверстия заворачивается болт для фиксации рычага.
  • Откручивается контрольная гайка 4 на регулировочном болте 5 стакана 2 усилителя, и болт заворачивается на всю длину резьбы, максимально сжимая пружину 1.
  • Закручивается фиксирующий пружину стопорный болт в корпусе стакана.
  • Зафиксировав пружину, выворачивают регулировочный болт и снимают усилитель. Используя пресс, разбирают стакан и заменяют неисправные детали.
  • Сборку и установку узла осуществляют в обратном порядке.

4 Появление гула и шума при работе ВОМ свидетельствует об износе подшипников и деталей планетарного редуктора. Для устранения поломки демонтируют редуктор из корпуса заднего моста и производят полную разборку узла с последующей дефектацией и заменой деталей.

Регулировка.

Регулировка фрикционных лент редуктора ВОМ и рычага включения осуществляется в следующем порядке:

  • Ось переключения фиксируют совмещением отверстий на рычаге и корпусе заднего моста 7 трактора болтом 5 м10х60 мм.
  • Отсоединяют пружинный усилитель от рычага (соблюдая вышеперечисленный порядок демонтажа), предварительно сжав пружину болтом и зафиксировав её в сжатом состоянии стопорным болтом 1, ввёрнутым в отверстие стакана корпуса 2 усилителя.
Читайте также:  Размеры оправок для выпрессовки сайлентблоков

  • Регулировочные винты 8 лент заворачиваются до упора без излишнего усилия, затем отпускаются на полтора оборота. При этом хвостовик ВОМа должен свободно вращаться от усилия руки. Если вращения затруднительно винты отворачивают ещё на «пол-оборота».
  • Положение винтов фиксируется пластиной в крышке, закрывающей регулировочный люк.
  • Соединяя рычаг с вилкой, регулируют положение от нижней плоскости пола кабины до вилки рычага управления. Во включённом положении расстояние должно быть — 45-50 мм. Шарнирные вилки на резьбе рычага фиксируются контрольными гайками.

Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.

Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.

В состав комплекта входит:

  • Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
  • Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
  • Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
  • Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.

Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).

Практические советы по использованию.

Конструктивные особенности приводных валов используемых машин часто имеют характер открытых, активно-вращающихся частей. Для исключения травматизма и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует быть внимательным и учитывать следующие аспекты и правила:

  1. Агрегатируемая машина с трактором должна быть в исправном техническом состоянии.
  2. Использовать машину нужно строго по назначению в соответствующих требованиям условиях. Во время подготовки к работе ВОМ нужно убедиться в соответствии шлицов хвостовика вала и соединительной муфты привода используемой машины (8 шлицов или 21). При несоответствии нужно заменить хвостовик вала.
  3. Проверить наличие и надёжность крепления защитных кожухов, вращающихся частей приводной машины, регулировку предохранительных муфт и исправность карданных сочленений привода.
  4. Монтаж привода производят непосредственно на месте использования агрегата.Фиксация соединения делается специальным стопорным болтом при совпадении выточки на шлицах вала и отверстия соединительной муфты карданного привода агрегатируемой машины.
  5. Маршрут и радиус поворота должен соответствовать конструктивным особенностям агрегата.
  6. Во избежание перегрузок конструкций агрегата, выбор скорости движения, глубины обработки, ширины захвата, режима работы агрегата должен соответствовать нормам и требованиям.
  7. Отсоединение делают после полной остановки вала в нейтральном положении рычага переключения режимов привода и выключенном ВОМ.

При оптимальном балансе оборотов двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объёма проделанной работы агрегатом.Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость движения агрегата, передачу подбирают, руководствуясь оптимальной нагрузкой без признаков перегрузки трактора и механизмов используемой приводной машины. Работая с энергоёмкими машинами при недостаточной мощности двигателя, в ситуации неполной загрузки производительности агрегата на скоростях выше 7 км/час — применяют понижающий редуктор КПП.

Необходимый для привода навески в движение механизм

Валы отбора мощности (ВОМ) трактора «МТЗ-82» – это устройства, предназначенные для передачи энергии вращения от двигателя на рабочие органы агрегатируемых с трактором передвижных или стационарных машин; навесного оборудования, активных прицепов и прочих механизмов. Как большинство современных тракторов, «МТЗ-82» оснащён валом отбора мощности заднего расположения и задним трёхточечным навесным устройством. Поскольку гораздо реже встречается техника, работа которой требует постоянного наблюдения механизатора и, соответственно, ВОМа переднего расположения.

Сразу стоит отметить: вал отбора мощности «МТЗ-82» аналогичен тому, который устанавливается и на «МТЗ-80». Существует два вида нагрузок при работе вала отбора мощности:

  • ВОМ приводит в действие какие-либо механические узлы навесного или прицепного устройства либо напрямую, либо через передающие устройства (редукторы, карданы, клиноременные передачи). Это наиболее распространённый тип использования ВОМ, при котором вал испытывает полноценную нагрузку.
  • ВОМ приводит в действие гидравлическую систему навесного или прицепного устройства. Этот тип использования ВОМ применяется лишь для небольшого круга специальных механизмов и устройств, оснащённых собственной гидравлической системой. Тогда ВОМ воздействует только на гидравлический насос.

Независимый и синхронный приводы ВОМ «МТЗ-82»

Итак, конструкция ВОМ трактора «МТЗ-82» – такая же, как и у «МТЗ-80». Задний вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» – комбинированного типа. Это значит, что ВОМ может быть снабжён как независимым, так и зависимым, то есть синхронным, приводом. При независимом приводе частота вращения вала определяется частотой вращения дизельного двигателя, а при зависимом (синхронном) приводе – скоростью движения трактора.

Приводом независимым ВОМ связывается непосредственно с маховиком мотора. Это обеспечивает независимую от скорости движения трактора частоту вращения вала отбора мощности. Не повлияет на чистоту вращения ВОМ и включенное либо выключенное сцепление. Привод независимый – двухскоростной. Он имеет две частоты вращения (540 или 1000 оборотов в минуту), при частоте вращения силового агрегата – 2100 оборотов в минуту.

Приводом синхронным ВОМ связывается непосредственно с ведущей шестернёй 2-й ступени редуктора коробки передач «МТЗ-82». Поэтому частота вращения вала отбора мощности привязана к скорости движения трактора и составляет 3,5 оборота на каждый метр пути, который проехал трактор.

Читайте также:  Отзывы форд с макс 2008 автомат

Не синхронный тип следует запускать только при неработающем двигателе, либо при самой минимально частоте вращения коленчатого вала. Синхронный — только на тракторе, который остановлен.

Скорость вращения вала отбора мощности стандартизирована в определённых значениях (540, 1000 оборотов в минуту) специально для корректной работы с навесным и прицепным оборудованием. Так как иначе работа на дополнительном устройстве с неподходящей для него скоростью может привести либо к недостаточной его производительности, либо к его поломке.

Когда включён независимый привод, вращение от внутреннего вала привода, который находится внутри вторичного вала коробки передач, через муфту переключения передаётся на вал коронной шестерни планетарного редуктора ВОМ.

Когда задействуется синхронный привод муфта перемещается вперёд, разъединяясь с внутренним валом независимого привода и соединяясь со шлицами ступицы ведущей шестерни 2-й ступени редуктора коробки передач.

Устройство вала отбора мощности «МТЗ-82»

В корпусе заднего моста трактора «МТЗ-82» размещается двухступенчатый планетарный редуктор вала отбора мощности. Состоит он из ведущей коронной шестерни, трёх сателлитов и солнечной шестерни. Она посажена на ступицу водила на бронзовой втулке.

Сателлиты закрепляются на осях, которые запрессованы в расточки водила. Шлицевая ступица водила жёстким образом связывается со шлицами вала. А на конце ВОМ также ещё выполнены шлицы для привода агрегатируемого с трактором оборудования и машин.
Вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» может быть выполнен в составном виде: когда в его задний край вставляются сменные хвостовики с 8-ю шлицами либо 21-м шлицем. Для машин и устройств, которые используют частоту вращения 540 об/мин, применяется хвостовик первого типа, а для тех машин, где частота вращения составляет 1000 об/мин – хвостовик второго типа.

Различие в типоразмерах шлицев на машинах и агрегатах выполнена специально, для того, чтобы предотвратить возможную путаницу при выборе скоростного режима

Хвостовик зафиксирован на валу специальным стопорным кольцом. Энергия вращения передаётся к хвостовику через четыре ролика.

Различные типоразмеры шлиц на машинах выполняют с целью предотвращения путаницы в выборе скоростного режима и поломки агрегатируемых машин из-за неправильного включения скорости ВОМ.

Вал устанавливается на двух шариковых подшипниках, первый из которых расположен в расточке вала коронной шестерни, 2-й — в крышке, прикреплённой к задней стенке корпуса заднего моста. Все детали, которые установлены на валу, стянуты кернящейся гайкой.

Управление ВОМ «МТЗ-82»

Планетарный редуктор вала отбора мощности на «МТЗ-82» управляем 2-мя ленточными тормозами. Первый тормозной барабан приварен к водилу, 2-й барабан связан посредством шлицевой муфты с солнечной шестернёй.

Для включения вала отбора мощности «МТЗ-82» рычаг управления в кабине следует перевести в крайнее заднее положение. При этом тормоз на барабане солнечной шестерни при этом затянут, а на водиле — отпущен.

От коронной шестерни вращение передаётся через сателлиты на водило, и далее от него — непосредственно к валу. Частота вращения уменьшается в это время соответственно передаточному числу планетарного редуктора — в 1,47 раза.

Когда нужно выключить редуктор ВОМ, то рычаг управления переводится в крайнее переднее положение. Тормоз на барабане солнечной шестерни отпускается, а тормоз водила — затягивается. В таком положении водило не двигается, а коронная шестерня обкатывается вхолостую по сателлитам. Сателлиты в то же время вращают, также вхолостую, солнечную шестерню относительно ступицы водила.

Частота вращения вала отбора мощности переключается посредством муфты, установленной на шлице вала. Механизмом, который это производит, является шестигранник, расположенный в нижней крышке цельного корпуса сцепления.

Техническое обслуживание ВОМ «МТЗ-82»

Техобслуживание вала отбора мощности трактора «МТЗ-82» заключается, прежде всего, в регулярном осмотре резьбовых соединений и их проверке, а также в периодической регулировке механизма управления. Смазываются механизмы ВОМ, которые размещены в корпусе заднего моста, маслом, заправляемым в трансмиссию.

Включать независимый привод следует при минимальной частоте вращения дизельного двигателя. Синхронный привод включается при работающем моторе после включения передачи, при плавном включении механизма сцепления.

В процессе эксплуатации необходимо периодически внимательно присматривать за изменениями в положении рычага управления ВОМ, не допуская, чтоб он упирался в полик кабины трактора (поскольку это приведёт к буксованию тормозных лент).

Если ход рычага управления увеличился, или усилие на рычаге, во время его перевода из положения «включено» в положение «выключено» заметно возросло, это свидетельствует о том, что необходимо произвести регулировку.

Регулировка вала отбора мощности «МТЗ-82» производится по следующему плану:

  • Установка оси эксцентрика в её первоначальное положение. Риска, которая специально на неё нанесена, должна находиться с правой стороны и располагаться в вертикальном положении.
  • Фиксация установленного положения с помощью стопорных пластин.
  • Отсоединение тяги. Откручивание болтов на стакане и высвобождение пружины.
  • Снятие крышечки с люка заднего моста, чтобы добраться до головки натяжного винта. Переведение рычага в нейтральное положение и его фиксация болтом.
  • Снятие стопорной пластины, затягивание винта до упора. Заворачивание упорного болта в наружный стакан. Перевод рычага в положение «вкл.». Установка тяги. Установление необходимого люфта рычага.

После завершения регулировки — возврат всех деталей на свои места, усиление тяг и крепёжных болтов контрагайками.

Распространённые неисправности, возникающие при эксплуатации ВОМ

  • Достаточно распространённая проблема при эксплуатации ВОМ «МТЗ-82» – это заедание рычага управления вала, либо трудное, с значительным усилием, управление поводком муфты. Это происходит вследствие неисправности механизма усиления (стакан пружины), или износа кулачковой муфты.
  • Посторонние шумы, которые идут по нарастающей, вместе с увеличением передаваемого крутящего момента, а также следы смазки на задней крышке говорят о значительном износе шлицов вала, деталей планетарного редуктора, а возможно — потере эластичности или разрушении манжет.
  • Если вал отбора мощности работает непривычно шумно и рывками, то, скорее всего, в негодность пришли шлицевые соединения. Либо сработались (сточились) зубья у центральной шестерни. В этом случае вал выпрессовывается и оценивается состояние шестерни. Потребуется отсоединить задний мост и кулачковую муфту. Если визуальный осмотр показывает значительные зазоры, либо шестерня перемещается совершенно свободно, то ВОМу требуется серьёзный ремонт. После замены вал монтируется на место, и обязательно производится его регулировка.
  • Когда трактор «МТЗ-82» не выдаёт требуемой максимальной мощности при работе с навесным оборудованием, то причина этого кроется в ленточных тормозах. Им требуется соответствующая регулировка, либо полная замена. В случаях, когда регулировка не помогает избавиться от такой проблемы, есть необходимость в демонтаже ВОМа с трактора и контроле толщины лент тормозов. Когда толщина уменьшилась до 2,5 миллиметров и ниже, эти изношенные ленты заменяются на новые.
  • Хвостовик ВОМа перемещается слишком свободно. Этот признак означает, что натяжение фиксирующей гайки ослабло. Вал отбора мощности требуется снять с трактора «МТЗ-82». Фиксирующую гайку нужно затянуть до упора. И, если есть такая возможность, восстановить резьбу, или «нарезать новую».
  • Визуальный осмотр выявляет значительные масляные подтёки на крышке вала отбра мощности. Это обычный признак износа манжеты или прокладки. В подобных случаях ВОМ трактора «МТЗ-82» нужно демонтировать и произвести замену прокладки между крышкой ВОМа и между задним мостом. Если протечка происходит со стороны хвостовика, то надо снимать кольцо стопора, выпрессовывать вал и заменять манжеты.
Читайте также:  Камеры скорости на карте санкт петербурга

Во всех случаях, когда для исправления неисправностей вал отбора мощности требуется отделить от трактора, для этого вначале необходимо отвернуть болты креплений задней крышки, а затем ВОМ выпрессовать в сборе с болтами технологическими. После этого нужно убрать тормозные ленты и проконтролировать их толщину. Как уже указывалось, тормозная лента требует замены на новую, если её фактическая толщина составляет менее двух с половиной миллиметров. Обычно о значительном износе тормозных лент свидетельствует продолжение вращения хвостовика вала при выключении ВОМа, а также и неравномерное его вращение.

В любых случаях, когда производились демонтаж или разборка редуктора ходоуменьшителя, требуется осуществить проверку либо регулировку ВОМа. Для этого под ведущие колёса трактора «МТЗ-82» устанавливается домкрат. После чего вал отбора мощности проворачивается, с поочерёдными включениями различных передач. При выполнении подобной операции вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» необходимо перевести в синхронный режим. Во время прокручивания зубчатые колёса шестерней должны вращаться свободно.

Вал отбора мощности МТЗ необходим для привода навески трактора в движение. ВОМ может быть размещен с боку либо сзади трактора. Чаще встречается заднее размещение вала отбора мощности. В то же врeмя на тракторах задний ВОМ может быть кoмбинированным, так привод может быть и независимым, и зависимым. Последний еще называют «синхронный» привод.

Независимый привод связывается с маховиком двигателя. Таким образом, обеспечивается необходимая частота вращения вала независимо от фактора, с какой скоростью направляется трактор, а также будет выключено или включено сцепление.

Синхронный привод имеет связь с ведущим зубчатым колесом 2-й ступени механичeского редуктора КПП. Это является причиной зависимости частоты вращения.

К основным механизмам ВОМ относятся двухскоростной (двухступенчатый) редуктор незaвисимого привода в корпусе главного сцепления, планетарный редуктор управления ВОМ, находящийся в корпусе заднего моста, переключатель, схожий с приводом синхронным или незaвисимым.

Независимый привод следует включать исключительно при выключенном двигателе или самой малой рабoте двигателя, а синхронный включается при уже совсем остановленном тракторе.

Возникновение шума, который нарастает с увеличeнием передавaемого крутящего момента, и следы смазки на зaдней крышке говорят об износе шлицев вала, деталей плaнетарного редуктора, потере элaстичности или вовсе разрушении манжет.

Одной из распространенных главных проблем является заедание рычага упрaвления вала или сложное управление поводка муфты переключения режима. Чаще всего это поломка механизма усиления (стакан пружины) и износ кулaчковой муфты. Чтобы точно определить характер поломки, нужно снять и его разобрать.

При разборке стакана стоит быть очень внимательным и соблюдать осторожность. Все действия нужно осуществлять в строгой последовательности. Вначале нужно перевести рычаг управления ВОМ в положение, при котором передвигаются технoлогические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего мoста. Далее котргайку (3) следует отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до откaза в рычаг перeключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.

Когда наблюдается хорошая фиксация, нужно снять стакан в сборе. Далее его зажимаем под прессом и выворачиваем болт (4). Теперь можно заменять неисправные механизмы.

В случае, если поломана кулачковая муфта, то следует отсоединить КПП от зaднего моста и поменять комплектующие.

Поведение регулировки натяжeния лент и рычага делается по представленной ниже схеме.

Если же течет масло из-под хвостoвика вала, для замены манжет раскручивают гайку хвостовика, убирают тормозные ленты, спрессoвывают водило в сборе с пoдшипником и барабан включeния в сбoре, убирают стопорное кольцо, выпрессовывaют вал из крышки и т. д. Наиболее вaжные случаи процесса разборки, сборки и регулирoвки заднего моста и ВОМ приведeны на рисунке ниже.

Комментировать
68 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector