No Image

Как правильно нажимать на педаль газа

СОДЕРЖАНИЕ
347 просмотров
10 июля 2021

Все для Начинающего водителя

После того как запустили двигатель, начинаем упражняться на педали «газа» – акселератора (обогатителя).
Нажимаем – отпускаем и слушаем, как изменяются обороты двигателя. Если у Вашего автомобиля на панели приборов имеется тахометр, который указывает число оборотов двигателя, вам будет легче разобраться с «крутящим моментом двигателя» – это тогда, когда, при определенных оборотах двигателя, ему хватает мощности сдвинуть автомобиль с места.

Работа педалью газа

Работа этой педалью требует сноровки – тренировки.
Для того, чтобы наш автомобиль нас слушался, необходимо сосредоточить все свое внимание на педали «газа» – акселератора, от этой педали и все беды.
При нажатии любой другой педали, педаль «газа» надо отпускать.
При нажатии педали «газа», в отличие от педалей сцепления и тормоза, конструкцией предусмотрено минимальное сопротивление усилию вашей ноги.
Педаль «газа» нажимается легко, для того, чтобы ваша нога не уставала при дальних переездах, или при интенсивной работе педалью.
При нажатии на эту педаль происходит увеличение подачи топлива в цилиндры, от чего происходит быстрое увеличение оборотов двигателя, это приводит к резкому рывку автомобиля при трогании, что может привести к печальным последствиям.
Так что ее надо нажимать плавно, легко – почти нежно.
Нужно привыкнуть к звуку двигателя и понять, как изменяются обороты двигателя при нажатии на педаль газа, и дать привыкнуть ноге.
Своевременно нажимать и отпускать педаль, или же, «газовать» только тогда, когда это нужно.
Для того чтобы отключить тягу двигателя от колес, вы должны будете нажимать педаль сцепления до полика, при этом не забывать обязательно отпускать педаль газа т.е. сбрасывать обороты двигателя:
при остановке;
при переключении передач.

Экономьте топливо, финансы и берегите здоровье.

Употребляй в меру.

В этом разделе рассказывается о педали газа, как о самом возбуждающем устройстве автомобиля. Скорость манит всегда, но этот зов должен уравнове­шиваться опасностями реального мира – вроде заполненных машинами улиц или знаков, ограничивающих скорость движения. Скорее всего, когда вы ос­воите приемы, изложенные этой книге, цифры на спидометре будут вас волно­вать меньше: предметами вашего обожания станут идеальная траектория в по­вороте, точное торможение и меньшее время прохождения любимого маршру­та.

Неправильное использование педали газа является причиной большинст­ва неспровоцированных аварий. Ничего удивительного: если подержать педаль газа открытой всего несколько секунд, цифры на спидометре большинства со­временных автомобилей станут трехзначными: они способны разгоняться до 100 километров в час за 4-8 секунд, и заметьте – это автомобили, которые про­даются в магазинах.

Подержите педаль газа открытой подольше, и скорость перевалит за 150 километров в час. Возможно, вы тоже знаете участок дороги, позволяющий по­ложить стрелку тахометра в красную зону на высшей передаче, хотя большин­ство российских дорог для таких опытов не годится.

Плохо то, что педаль газа очень легко нажать, но справиться с результа­том не всегда получается.

Давайте не будем питать иллюзий – любой малограмотный водитель, су­меет максимально нажать на педаль газа. Это происходит каждый день, попол­няя списки жертв неспровоцированных аварий, вызванных превышением ско­рости. Об этом говорят черные полосы на асфальте, начинающиеся прямо перед поворотом и упирающиеся в отбойник или дерево на обочине.

В нажатии педали газа нет ничего трудного, таким умением не стоит гор­диться. Гораздо труднее и достойнее освоить приемы, в которых точная работа газом – ключевой момент. Из раздела «Рули уверенно» вы узнали, что правильное использование педали газа помогает поворачивать. Вы закрываете газ перед поворотом, чтобы загрузить передние колеса. Медленный автомобиль охотнее наклоняется. От­крытие газа перемещает вес с передней на заднюю ось, распрямляет пружины и заставляет автомобиль либо поддерживать угол наклона, либо уменьшать его в зависимости от степени открытия газа, мощности автомобиля и характеристики подвески. Вот почему так трудно рулить ускоряющимся автомобилем. Поду­майте сами: передние пружины распрямились – значит, рулевая геометрия ав­томобиля стала более устойчивой. Но если сбросить газ и сжать передние пру­жины, то геометрия меняется в сторону лучшей поворачиваемости. Итак, про­стым перемещением веса вы меняете поведение своего автомобиля, делая его то более устойчивым, то более поворачиваемым. Конечно, можно повернуть автомобиль и на полном газу, но потребуется больше времени и большее рас­стояние. Заведите привычку загружать переднюю ось вашего автомобиля перед поворотом.

От включения к включению.

Обращайтесь с газом аккуратно. Плавно открывайте его. Прикрывайте его потихоньку. Медленно переходите от отрытого к закрытому газу. Всегда помните о том, что когда вы резко отпускаете педаль газа, автомобиль приса­живается на переднюю ось, а когда резко нажимаете на педаль газа – он приса­живается назад.

Почему большинство водителей неправильно пользуются педалью газа? Ответ кроется не только в отсутствии знаний, но и в психологии человека. Как только вы закроете газ, вы рефлекторно передвинете ногу в направлении педа­ли тормоза. Тут-то и начинаются вещи пострашнее, чем приближающийся по­ворот или перекресток.

Когда вы слишком резко нажмете на тормоз, скорее всего, это приведет к блокировке колес. Вы, естественно, испугаетесь и нажмете на педаль тормоза еще сильнее. В результате ваш тормозной путь возрастет, часто с последствия­ми.

Итак, возвращаясь к истокам проблемы: старайтесь закрывать газ мягко и контролируемо, потому что это успокоит ваши нервы, даст возможность лучше почувствовать усилие, которое вы прикладываете к педалям. Закройте газ резко на низких оборотах и ничего страшного не произойдет. Сделайте ту же ошибку у ограничителя оборотов, и ваши колеса сорвутся в скольжение. Учитесь при любых обстоятельствах плавно, мягко и обдуманно пользоваться педалью газа – именно в ней спрятана ваша судьба.

Агрессивный стиль вождения делает поездки по улицам опасными. От­носитесь к педали газа уважительно, старайтесь нажимать на нее только плав­ными, мягкими движениями. Получая меньшие нагрузки при плавном движе­нии автомобиля, ваш мозг лучше сможет воспринимать истинную скорость входа в поворот или оценить тормозной путь, потому что теперь ему не надо отвлекаться на панику. Ваш мозг может подумать о таких важных вещах, как скорость прохождения поворота, угол поворота, скорость вращения рулевого колеса, траектория.

Читайте также:  Бутерброды на классику своими руками

Тренировка: делайте это медленно.

Довольно непросто научиться плавно обращаться с педалью газа, когда это необходимо, поэтому не рекомендую начинать с тренировок на большой скорости. Начните с малого – с первой передачи. Найдите пустую парковку или заброшенную дорогу и начинайте ускоряться и замедляться на разных обо­ротах. Поначалу нажимайте на педаль газа медленно, очень плавно, поперемен­но открывая и закрывая газ. Сконцентрируйтесь на движении правой ноги, от­тачивайте ловкость в обращении с педалью. Когда у вас начнет получаться, увеличьте обороты и постарайтесь работать с газом так же плавно, но уже по­быстрее. Найдите предел, когда вы можете максимально быстро закрывать и открывать газ, сохраняя плавность. Этот прием нужно особенно настойчиво тренировать тем, кто участвует в соревнованиях, потому что в условиях сопер­ничества все действия инстинктивно становятся агрессивными. Применяйте этот прием при вождении автомобиля, карта, мотоцикла – всего, что имеет дроссель. Обратите внимание, как вы нажимаете педаль газа в машине. Заведи те привычку никогда не делать этого слишком резко. Вам обязательно нужно научиться плавной работе с газом, потому что иначе, когда вы начнете ездить быстрее, на грани возможностей вашего автомобиля любое резкое обращение с педалью газа, может закончиться трагически.

Прикрыт, но не закрыт – помните о ровном газе.

Вы подходите к повороту, отпускаете педаль газа, в результате чего за­гружаются передние колеса, и поворачиваете рулевое колесо. Если в повороте слишком сильно загрузить шину наружного опорного колеса, она потеряет сце­пление с дорогой. Вы должны научиться так открывать газ, чтобы чуть-чуть разгрузить перед, но не начать ускоряться. Такое положение дросселя называ­ется «ровный газ».

Тут главное – не перестараться. Любая неправильная работа с педалью газа грозит двумя неприятностями. Во-первых, мы знаем, что на дуге поворота при нажатии на педаль газа автомобиль стремится распрямить траекторию движения, поэтому можно промахнуться мимо апекса. Во-вторых, на передне­приводном и полноприводном автомобилях сброс газа может привести к заносу задней оси автомобиля (избыточной поворачиваемости). Ровный газ стабилизи­рует автомобиль, немного разгружая переднюю ось, слегка загружая заднюю, что дает водителю восхитительное чувство устойчивости. Запомните, цель ров­ного газа не ускорение, а стабилизация автомобиля в повороте.

Главное преимущество плавной работы газом – возросшая скорость, не больше и не меньше. Если автомобиль не раскачивается и не рыскает, спорт­смен может спокойно думать о выборе передачи, скорости входа в поворот, сцеплении шин с дорогой и траектории. На самом деле, оценить сцепление с дорогой гораздо проще, если подвески ведут себя стабильно, а не сжимаются и разжимаются все время. Чем более плавно вы работаете с педалью газа, тем бы­стрее и комфортнее будете ездить.

Шины автомобиля и 100 единиц сцепления.

На какие сцепные свойства своих шин можно рассчитывать? Этот вопрос не имеет простого и однозначного ответа. Однако ответ всегда зависит от мно­жества конкретных условий, именно это и развивает ваш интеллект при вожде­нии автомобиля.

Хорошие гоночные шины цепляются за дорогу на 100 единиц. Жесткие шины, рассчитанные на большие пробеги, имеют те же 100 единиц. Самое главное – вы можете рассчитывать только на 100 единиц, больше просто не бы­вает.

Рассмотрим заднюю шину, заднеприводного автомобиля. Она расходует свои 100 единиц на обеспечение тяги и на уравновешивание центробежной си­лы. Если угол поворота рулевого колеса равен нулю, все 100 единиц идут на тя­гу, но как только автомобиль направлен в поворот, задним шинам придется от­дать часть единиц на сопротивление центробежной силе. Если повернуть руле­вое колесо до упора, почти все единицы пойдут на поворот и лишь немного ос­танется на разгон. Если водитель повернет рулевое колесо в поворот так, что его автомоби­лю потребуется 97 единиц сцепления шин на борьбу с центробежной силой, а потом ускорится так, что ему понадобится еще 5 единиц на тягу, то это может привести либо к сравнительно безобидному сносу (недостаточной поворачи-ваемости), либо к заносу. Если резко нажать на педаль газа, ведущие колеса пе­регрузятся почти наверняка. Если же добавлять газ плавно, можно подобраться к 100 единицам вплотную и делать это абсолютно уверенно и предсказуемо в каждом повороте. Плавная работа правой ногой помогает выигрывать соревно­вания и безопаснее ездить по улицам. Обе цели стоят того, чтобы за них побо­роться.

Перебрать единицы можно многими способами. Мы рассмотрели ситуа­цию с автомобилем, который начинает ускоряться на дуге поворота. Ситуация может быть другой, но результат один – вы запрашиваете сцепления больше, чем есть у шины, поэтому она начинает скользить. Движение автомобиля на большой скорости в управляемом заносе – зре­лище не для слабонервных, особенно если за рулем новичок. Он хочет ехать быстро и думает, что это означает больше газа. Он ошибается. А все потому, что не очень хорошо представляет себе возможности своего автомобиля. Итак, не важно, ускоряетесь ли вы или замедляетесь – от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Как только требуемые единицы сцепления зашкаливают за 100, шина начинает скользить.

После того как вы вошли в поворот, нужно переходить от закрытого к ровному газу. Представьте себе легкое нажатие на педаль газа. Представьте лишь слегка натянувшийся трос газа. Представьте заслонку, открывшуюся на долю миллиметра. Представьте лишний миллиграмм топлива в цилиндрах дви­гателя. Представили? Это и есть тот самый ровный газ, который лучшие гон­щики тренируют всю жизнь, это очень важное понятие.

Вопрос «когда открывать газ в повороте» имеет простой ответ – «сразу после того как автомобиль повернул». Но чем раньше вы это делаете, тем мягче должны действовать, потому что в этот момент задние шины используют почти все 100 единиц сцепления для поворота. Чем на больший угол вы поворачивае­те рулевое колесо, тем аккуратнее надо добавлять газ. Посмотрите внимательно, как вращают рулевое колесо лидеры любых ав­томобильных соревнований. Они в 90% случаев осуществляют плавные движе­ния руками и только в 10% дергают руль резко. Запомните: быстрый автомо­биль – медленные руки.

Читайте также:  Разболтовка марк 2 110

Но в какой-то момент автомобиль нужно выводить из поворота. По мере того как уменьшается угол поворота передних колес, все больше единиц стано­вится доступными для тяги. Вы можете плавно и равномерно добавлять газ по мере распрямления рулевого колеса. Вот вам и ответ на вопрос, когда можно ускоряться – как только вы видите выход из поворота и имеете возможность уменьшать угол поворота рулевого колеса. Представьте себе, что ступня вашей правой ноги соединена струной с пятном контакта заднего колеса. Когда автомобиль едет с максимальным углом поворота передних колес, вы не можете осуществить нажатие на педаль газа. Но как только начинаете распрямлять рулевое колесо, струна провисает и вы уже можете потихоньку добавлять газ. Именно так нужно разменивать "угло­вые" единицы на единицы тяги.

Главное – не открыть газ слишком рано. Автомобиль должен войти в по­ворот до того, как вы начнете нажимать на педаль газа. Яркий симптом слиш­ком раннего открытия газа – широкое прохождение медленных поворотов: во­дитель нетерпеливо добавляет газ, передняя подвеска распрямляется и автомо­биль увеличивает радиус. Итак, держите газ закрытым, пока автомобиль не по­вернет, и только потом переходите к ровному газу.

100 единиц под дождем.

Дождь, песок, разметка уменьшают не количество единиц, а величину единицы. Вы по-прежнему распределяете 100 единиц на борьбу с центробеж­ной силой и на обеспечение тяги, только теперь сами единицы меньше, чем на сухом асфальте. Уменьшение сцепных свойств поверхности означает, что те­перь предела можно достичь на меньшем газу и при меньшем угле поворота передних колес, однако вы по-прежнему должны уважительно относиться к их комбинации. При дожде правая нога должна быть еще медленнее и еще более плавным – руление.

Те же рассуждения справедливы для старых изношенных шин. Вы ком­бинируете «угловые» и «тяговые» единицы, но масштаб шкалы гораздо мень­ше. Как только вы научитесь уважать эту шкалу, вы поймете, почему самые быстрые гонщики одновременно и самые стабильные. Каждая шина может дать только 100 единиц сцепления.

Тренируйте правую ногу.

Когда в следующий раз поедете на автомобиле, попытайтесь закрывать газ максимально медленно. Обеспечьте себе достаточное время и дистанцию и полностью сфокусируйтесь на медленном отпускании педали газа. Обратите внимание, насколько быстро двигается правая нога. Постарайтесь закрывать газ мягко и сосредоточьтесь на мягком переходе к торможению.

Обратите внимание на то, как «клюет» передняя часть вашего автомобиля при замедлении. Если вы закроете газ быстро, клевок будет резким. Попробуй­те закрыть газ медленно – и перед автомобиля плавно наклонится.

При езде по автостраде попробуйте сбрасывать газ на разных оборотах. Обратите внимание, насколько труднее достичь плавности на высоких оборо­тах. При высшей передаче и небольших оборотах сбросить газ нетрудно, но по­пробуйте замедлиться с той же скорости на третьей передаче!

Перегазовка используется для более мягкого переключения передач, вниз и даже вверх. Перегазовка происходит, когда сцепление выжато и передача пе­реключена.

В этот момент двигатель отсоединен от трансмиссии и может легко рас­крутиться. Благодаря перегазовке он не выходит на обороты холостого хода во время переключения.

Перегазовка требует практики, зато вы не только станете мягче переклю­чать передачи, но и продлите жизнь сцеплению. Каждое переключение вниз желательно сопровождать перегазовкой, это касается и автомобиля, и мотоцик­ла. Помимо того, что перегазовка бережет сцепление и сделает поездку более комфортабельной для пассажиров.

Уроки гоночной трассы.

Сцепные свойства шин меняются во время гонки.

Поскольку чемпионы ездят быстрее всех, они – самые рисковые ребята, так? Но почему же они так редко падают? Все просто – «профи» не только пре­красно понимают баланс между «угловыми» и «тяговыми» единицами, но и учитывают масштабирование шкалы в течение гонки, связанное с износом шин. Их управление газом в повороте в течение гонки становится все плавнее и плавнее.

Раннее и плавное прибавление газа.

Гонщик, который начинает добавлять газ в каждом повороте на 10 санти­метров раньше соперника, на эти же сантиметры увеличивает длину прямой следующей за поворотом. Ранний газ означает большее ускорение, и такой гонщик показывает при замерах максимальную скорость на прямой. Однако наиболее показательной является скорость сразу после апекса.

Относительно безболезненная тренировка.

Профессиональные пилоты постоянно ищут возможности совершенство­вать навык управления газом. Большим подспорьем в этом являются зимние соревнования. Несколько часов, проведенные на льду, – что может быть лучше? Вдобавок это помогает научиться лучше почувствовать педаль газа, что полез­но, особенно спортсменам, участвующим в кольцевых гонках.

Не переборщи с газом.

На кольцевых соревнованиях постоянно слышны жалобы гонщиков на плохое сцепление с асфальтом в том или ином повороте. Причем всегда жалу­ются медленные гонщики. Почему? Все очень просто – такой гонщик подходит к повороту медленнее, чем мог бы, осознает это и добавляет газ. Поскольку он делает это в повороте (используя, к примеру, 80 единиц в качестве "угловых") и добавляет газ слишком резко (затребовав, допустим, 25 единиц на тягу), он просто ггревышает предел сцепления задних колес. Быстрые гонщики мягче до­бавляют газ, плавно доводя количество очков до 100.

Перегазовка и еще раз перегазовка.

Гонщики, автомобили которых не имеют проскальзывающего сцепления, постоянно тренируют перегазовку, потому что не могут позволить себе забло­кировать ведущие колеса перед поворотом. У тех, кто ездит по улицам, цена ошибки еще выше. Поэтому тренируйте перегазовку до тех пор, пока она не войдет в привычку, а привычка не станет рефлексом.

Читайте также:  Системы управления движением и навигация кем работать

Основы управления автомобилем

В предыдущей статье «Управление автомобилем. Часть 1. Посадка» мы разобрались с положением ног водителя относительно педалей управления.

В этой статье рассмотрим как правильно нажимать на педали тормоза, газа и сцепления.

Сначала небольшое отступление. Современные автомобили могут оснащаться как механической коробкой передач (МКПП), так и автоматической (АКПП). Автоматические, в свою очередь, тоже подразделяются на типы, но суть не в этом. Различия в управлении автомобилями с различными коробками передач в том, что автомобиль с акпп имеет всего две педали (газа и тормоза), а автомобиль с мкпп — три педали: газа, тормоза и сцепления.

С коробкой «автомат» все просто: переключение передач осуществляется одним рычагом без педали сцепления (левая нога водителя постоянно покоится на упоре для ноги). Передачи переключаются автоматически.

На автомобилях с механической коробкой передач все несколько сложнее, но это на первый взгляд. Здесь для переключения передач используется рычаг коробки передач и педаль сцепления, на которую следует нажимать левой ногой. Не будем вдаваться в подробности устройства автомобиля и работы его узлов, для этого лучше изучить соответствующую литературу, а рассмотрим технику нажимания на педали. Что это даст?

В самом начале автомобильной практики новички совершают ряд ошибок, например, неправильно держат руль, неправильно нажимают на педали, неправильно тормозят и пр., и это входит в привычку. В последствии эти привычки доходят до автоматизма и изменить их, порой бывает очень сложно. Поэтому с самого начала следует привыкать правильно.

В следующих публикациях, в которых будут рассмотрены основы как трогаться с места и как останавливаться, придет понимание, почему нужно правильно работать педалями, а впоследствии, на экзаменах, эти знания вам помогут.

Общие рекомендации по работе с педалями управления будут такие:

  • Нажимать на педали тормоза и сцепления нужно подушечкой стопы. Не пальцами и не всей ступней, а только подушечкой. Можно потренироваться: поставить и «пристроить» ногу на педаль. Поочередно, левую и правую ногу, чтобы запомнить положение ступни. Пятка при этом отрывается от пола, а нажатие совершается коленным суставом, голень помогает;
  • Работать с педалями нужно аккуратно, плавно, даже если необходимо нажать на педаль быстро;
  • По педалям нельзя бить ногой (кроме отдельных случаев, когда автомобиль оборудован АБС);
  • При отпускании нельзя бросать педаль, нужно сопровождать ее обратный ход ногой.

Теперь о каждой педали в отдельности.

Педаль газа

Педаль газа служит для поддержания и плавного изменения скорости движения. Нажатие на нее приводит к ускорению, а отпускание – к замедлению автомобиля. Если положение педали газа не меняется, то машина будет ехать с постоянной скоростью. Нажимать на педаль газа следует очень плавно. Работает голень, коленный сустав расслаблен.

Педаль тормоза

Педаль тормоза служит для быстрого замедления автомобиля и его остановки. Почти всегда нажимать на педаль тормоза нужно так же плавно, как и на педаль газа. Как только нажатие достигнет необходимого усилия, нужно стараться придерживать это усилие неизменным, т.е. постоянным.

Чем сильнее нажимаем на педаль тормоза, тем быстрее машина будет замедляться. Педаль тормоза предназначена только для правой ноги!

Педаль сцепления

Педаль сцепления служит для соединения коробки передач с двигателем и для их разъединения. Коробка передач, в свою очередь, передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля. В то время, когда педаль сцепления отжата (т.е. находится в своем покоящемся положении), двигатель соединен с коробкой передач — сцепление включено. В тот момент, когда педаль сцепления нажата (до пола), двигатель разъединяется с коробкой передач – сцепление выключается.

По логике, для того, чтобы тронуться с места, нужно включить сцепление (отпустить педаль). Если мы резко отпустим педаль, то под воздействием мощной пружины она «вернется» на место (в отжатое положение). Но если мы попытаемся таким образом тронуться с места, то скорее всего ничего не получится. Машина дернется вперед и двигатель заглохнет.

Для того, чтобы тронуться без рывка и не заглохнуть, следует отпускать педаль плавно, технично. А поскольку нам в этом помогает пружина, то фактически, отпускание педали сцепления заключается в техничном сопротивлении этой пружине. Давим на педаль, регулируя растяжение пружины.

Попробуем выполнить это движение на четыре счета (см. рисунок). Левая нога покоится на упоре рядом с педалью сцепления:

  1. Отрываем пятку левой ноги от пола, ставим левую ногу подушечкой на педаль сцепления и на счет «раз» быстро, в одно движение выжимаем педаль до пола;
  2. На счет «два» отпускаем педаль примерно до середины хода (положение 2 на рисунке). В этой точке происходит так называемый момент схватывания. Машина еще не едет, но вот-вот тронется.
  3. Далее – самый ответственный момент. На счет «три» постепенно, миллиметр за миллиметром, плавно поднимаем педаль до положения 3 на рисунке. Расстояние очень маленькое, всего 10 мм, но именно этот участок – зона соединения двигателя и коробки передач. И только плавное отпускание педали позволит вам тронуться без рывка.
  4. На счет «четыре» отпускаем педаль до конца. Нужно будет в точке 3 просто ослабить давление на педаль и пружина сама уведет ее в точку 4. Расстояние 3-4 еще называют свободным ходом педали сцепления. И не забываем убрать ногу с педали на площадку.

Ну вот и все. Примерно в таком режиме нужно будет работать педалью при переключении передач в движении. Теперь, чтобы начать движение нужно увязать в работу педаль сцепления, педаль газа и коробку передач. Как правильно трогаться с места рассмотрим в следующей статье.

Автор: Сергей Довженко
Последнее обновление: 11.12.2019

Комментировать
347 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector