Mark II Qualis. Красота плюс практичность

За нас, дальневосточников, можно порадоваться: многие из оригинальных японских универсалов продавались только на внутреннем рынке Страны восходящего солнца, и в автосалонах в Западной части России их нельзя было купить, в то время как на Дальнем Востоке приобретение «пробежной» машины с аукциона считается привычным делом. Что мы знаем о седанах Toyota Mark II? Задний привод – одна из отличительных черт модели, но, конечно, есть и полноприводные версии. В то же время, моноприводный Mark II Qualis движется за счет вращения передних колес, да и двигатель в нем расположен поперечно. А силуэт кузова почему-то напоминает Toyota Camry Gracia. Итак, попробуем разобраться в несоответствии названия и содержания.

Toyota Camry Gracia была востребована как на внутреннем японском рынке, так и в Соединенных Штатах и в Европе. В то же время, к 1997 году, универсал Mark II Wagon морально устарел, и нужно было запускать новый дорогостоящий проект. «Тойотовцы» поступили проще – они взяли «Грацию», дополнили оригинальными стоп-сигналами, делающими машину роскошнее, переднюю часть сделали максимально похожей на «марковскую», а интерьер оставили практически без изменений. Так и получился Mark II Qualis – большой, можно сказать, представительский, универсал с внешностью классического «Марка» или «Чайзера». О дорогих седанах напоминает не только дизайн, «Кволис» может посоперничать с ними и в плане оснащенности, и по динамическим характеристикам.

Toyota Camry создавалась с оглядкой на американский рынок, где очень любят V-образные силовые агрегаты, вот и Mark II Qualis позаимствовал у «старшей сестры» 2,5-литровый 6-цилиндровый мотор, выполненный по такой схеме. «Младший», рядный 2,2-литровый двигатель Camry также может устанавливаться на Qualis. Гамма моторов универсала была дополнена действительно «серьезным» 3-литровым V6, причем оснащенные им машины – только переднеприводные, в то время как другие авто могут быть полноприводными и иметь на задней двери шильдик «Four».

Двигатель – одна из самых главных частей любого автомобиля, поэтому рассказ о технической составляющей Toyota Mark II Qualis начнем с описания его моторной гаммы. 2,2-литровый 5S-FE является представителем популярной и хорошо изученной механиками серии «S», первый представитель которой появился в далеком 1982 году. Мотор, установленный на «Кволисе», оснащен распределенным впрыском, не столь требователен к качеству топлива, как, скажем 3S-FSE, который «питается» через непосредственный впрыск. Газораспределительный механизм имеет два распредвала, причем один из валов приводится в движение ремнем, а второй – шестерней первого, что делает регулировку механизма не очень сложной. 5S-FE выдавал на-гора довольно скромную для большого автомобиля мощность в 140 л.с. при 5 600 об./мин.

Среди недостатков этого мотора можно выделить повышенную чувствительность к качеству масла, но при соблюдении простейших правил ухода за силовым агрегатом неприятности возникнуть не должны. 2,5-литровый 2MZ-FE также считается проверенной временем конструкцией и также оснащен четырьмя клапанами на цилиндр. В отличие от поздних двигателей серии «Z», его распредвал приводится в движение ремнем. С одной стороны, такое техническое решение удешевляет обслуживание мотора, а с другой – снижает ресурс между поездками на сервис.

Максимальная мощность 2MZ-FE составляет 200 л.с. при 6 000 об./мин., и этот двигатель японцы рекомендуют «кормить» бензином АИ-98, чем, конечно же, не следует пренебрегать. Наконец, трехлитровый двигатель 1MZ-FE. Вернее, два двигателя под одним названием. С 1997 по 1999 мотор выдавал 210 л.с., а версия 1999 – 2002 года мощнее на 5 «лошадок». Это связано с установкой на поздние варианты 1MZ-FE системы автоматического изменения фаз газораспределения – VVT-i.

Уже упоминалось, что моноприводный Mark II Qualis является переднеприводным. Теперь хочется остановиться подробнее на полноприводной модификации, тем более что такие машины в Приморье особо востребованы. Классическая для «Марков» система полного привода «Four» представляет собой схему с непостоянным распределением тяги между осями, которое реализуется за счет вязкостной муфты, встроенной в межосевой дифференциал. В случае пробуксовки передних колес вискомуфта может направить на заднюю ось до 50% тяги. Интересно, что вариантов Mark II Qualis с механической КПП попросту не существовало – на эти универсалы ставились только четырехступенчатые «автоматы».

Передняя подвеска сделана двухрычажной, а задняя – многорычажной. Но самое интересное во многих модификациях «Кволиса» – это наличие подвески с адаптивной жесткостью, которую Toyota именует как TEMS. Амортизаторы имеют по нескольку каналов с различным сопротивлением, которые открываются и перекрываются исполнительным механизмом, получающим команду от электронного блока управления. Кроме принудительного изменения жесткости подвески, автоматика регулирует настройки и сама – при разгонах и торможениях, уменьшая тем самым продольные крены кузова. Система TEMS отличается меньшим по сравнению с привычными для всех конструкций ресурсом и трудоемкостью ремонта и обслуживания.

Салон Mark II Qualis несколько отличается от «внутреннего мира» Camry Gracia, а именно отделкой и пространством. Интерьер «Кволиса» сделан роскошнее, чем у прототипа, а задний ряд сидений можно по праву назвать трехместным. По мнению многих владельцев, эта машина идеально подходит для перевозки крупногабаритных грузов – универсал есть универсал, и возможность трансформации салона – один из его несомненных плюсов.

Приземистый внешний вид Toyota Mark II Qualis стремителен и при этом роскошен. Таких машин единицы. Даже в японском автопроме. Оригинальная передняя часть, напоминающая представительские седаны, большие стоп-сигналы, передний бампер с противотуманными фонарями, релинги на крыше, спойлер над пятой дверью и многие другие детали отделки говорят о статусе владельца. Несомненно, Toyota Mark II Wagon Qualis – один из тех культовых универсалов, которые появляются не каждый год и которые достойны стать если не единственной машиной в семье, то основной. Но следует учесть тот факт, что «Кволис» выпускался до января 2002 года, и привезти такую машину под полную пошлину можно будет только до начала следующего года.

Мнение владельца. Вадим Безнис
AG: Вадим, как долго Вы уже за рулем и долго ли Вы пользуетесь «Кволисом»?

— Мой стаж вождения составляет 6 лет, а Toyota Mark II Qualis у меня уже больше 4 месяцев.
AG: Какие автомобили были раньше и чем от них отличается нынешний?
— До «Кволиса» ездил на Toyota Crown (были машины в кузовах «121» и «131»), Toyota Mark II в «девяностом» кузове и Subaru Forester. Покупка нынешнего автомобиля связана с моим увлечением активным отдыхом, что требует вместительного салона и багажника. Свой выбор остановил на комплектации Tourer Edition (двигатель объемом 2,5 л – прим. автора).
AG: Есть ли у этого автомобиля ярко выраженные достоинства и недостатки?
— Явные недостатки – это низкий клиренс (относительно увеличился после установки покрышек размером 215/65 R15) и громкий звук, сопровождающий сигнал поворотников. А к явным преимуществам можно отнести мягкость подвески, вместительность, шумоизоляцию и продуманную эргономику.
AG: Каковы затраты на ремонт и обслуживание Mark II Qualis? Каков расход топлива?
— Ремонтом заниматься пока не пришлось (тьфу-тьфу), кроме замены технических жидкостей, фильтров, резины и тормозных колодок. Расход по городу составляет 12-14 литров на 100 км пробега, 10 л/100 км – это по трассе.
AG: Не собираетесь ли Вы менять машину в ближайшее время?
— Присматриваюсь к еще более вместительному авто – Toyota Estima.

Мнение специалиста. Дмитрий Анашкин, директор «Службы доставки автозапчастей»:
— Mark II Qualis довольно популярен во Владивостоке. Это связано с относительно большим кузовом и богатым оснащением по сравнению с машинами-конкурентами. Передний привод дает ряд преимуществ по сравнению с задним, а полноприводные модификации являются еще более выгодными. Те, кто могут позволить себе 2,5- или 3-литровый «Кволис», получают «честный» автомобиль по «честной» цене. С запчастями на эти машины в нашем регионе проблем нет. Причина этому – широкая унификация с Toyota Camry Gracia и Toyota Windom.
Спросом пользуется то, что несмотря на неприхотливость, редко, но стабильно выходит из строя: кузовные детали, «расходники», оптика и элементы ходовой части – обычные запчасти для обычной эксплуатации. Найти их не составляет труда, детали есть как контрактные, так и оригинальные. У Toyota Mark II Qualis даже с такими сложными узлами как двигатель, АКПП и редукторы проблемы возникают крайне редко. Но в случае чего найти замену – не проблема, это опять же связано с унификацией с другими моделями Toyota, и стоимость сложных механизмов не высока.

Технические характеристики Toyota Mark II Wagon Qualis Tourer Edition
Тип кузова:
Универсал
Двигатель: 2496 куб.см, V-образный, 6-цилиндровый, 24-клапанный, распределенный впрыск, DOHC
Максимальная мощность: 200 л.с. при 6000 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 245 Нм при 4600 об./мин.
Топливо: АИ-98
Расход топлива, 100 км: 11 л (город)
Ёмкость бензобака: 70 л
Трансмиссия: 4-ступенчатая АКПП
Ведущие колеса: Передние
Число дверей: 5
Число мест: 5
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4775х1785х1470 мм
Передняя подвеска: Двухрычажная
Задняя подвеска: Многорычажная
Тормозная система: Двухконтурная, с ABS
Снаряжённая масса: 1520 кг
Дорожный просвет: 145 мм

Не являясь аудиофилом, воспринимаю любой автомобиль, бахвально бухающий басами сквозь открытые окна, бум-боксом на колесах, перекочевавшим с плеча какого-нибудь афро- или латиноамериканца из шайки в неблагополучном американском квартале и несущего теперь своего хозяина в себе. Но уникальность машины, с которой довелось познакомиться, точнее того, чем она начинена, не позволит относиться к ней с фамильярным пренебрежением — как к самоходной музыкальной шкатулке. Достаточно сказать, что велика вероятность того, что этот автомобиль станет демо-каром на стенде Alpine на московском мотор-шоу в августе. Инсталляция всей системы заняла более полугода, добавила 400 килограммов веса, а результат ее не оставит безразличным никого. Лучше о том, как все это было и что из этого вышло, расскажут мастера фирмы «М-Автоэлектроника» Максим Прошин и Илья Варнов.

—Началось с того, что наш постоянный клиент выразил желание оборудовать очередную свою машину максимально серьезной музыкой. Автомобиль: Toyota Mark II Qualis 1998 года, универсал, правый, естественно, руль.

Первое, что клиент решил изменить в «Марке» — сделать руль слева. Для выполнения этих работ машина была отправлена в Москву, в фирму, имеющую сертификат НАМИ на проведение работ по переделке рулевого управления и прочих систем, влияющих на безопасность. Переделке подверглись также панель и проводка.

Поскольку «Марк» выпускается только для внутреннего рынка Японии, прямого европейского леворульного аналога у машины нет. Но есть одно большое «но». Если уж на чистоту говорить, Qualis — в принципе не «Марк»! «Марк» и его аналоги тех годов — машины заднеприводные, или полноприводные на базе заднего. А Qualis — полноприводный на базе переднего, и база-то у него от европейской Camry. Это и позволило установить торпедо в сборе с печкой, воздуховодами и прочим от «европейки», что и сделали москвичи. Как — отдельный рассказ.

Пока машина была в Москве (а это несколько месяцев), совместно с владельцем обсуждалась и разрабатывалась концепция будущей установки. Облегчало задачу отсутствие лимита по цене оборудования, усложняло — требование сохранить функциональность и трансформации салона. В остальном полет фантазии ограничен не был. Сразу были определены пожелания владельца к возможностям будущей системы и музыкальные пристрастия. Система должна читать все форматы цифрового звука и изображения, иметь запас по мощности при высоком качестве звучания. Кроме того, было определено количество мониторов — один в панели, совмещенный с головным устройством и транспортом DVD и два — в подголовниках передних сидений для задних пассажиров. «Голова» должна поддерживать формат звука Dolby PRO и 5,1.

Надо сказать, что в предыдущей машине этого же клиента, Mitsubishi Delica, было установлено, по выбору владельца, головное устройство Clarion 928 (LCD-матрица + DVD-транспорт), которое оказалось неудачным. Поэтому в «Марке» была определена «голова» Alpine IVA-900R, на тот момент лучшее устройство с LCD-матрицей 6,5 дюймов и DVD-транспортом этой фирмы. Для работы со звуком, в дополнение к IVA-900R, был выбран процессор PHA-H700 той же фирмы, подключаемый с помощью оптики и Ai-Net шины. Таким образом, решался вопрос помехозащищеннности сигнальных цепей и управления. Процессор может работать с такими стандартами звука, как Dolby Pro Logic, Dolby Surround 5.1 и т.д. Кроме того, в этом аппарате, Alpine использует фирменную систему MediaXpander, позволяющую улучшать качество звучания MP3-файлов. Сигнальные кабели, объединяющие звуковой процессор и усилители, благодаря хорошо продуманной компоновке имеющие минимальную длину, а, соответственно, максимальную помехозащищенность, собраны собственноручно из топовых компонентов американской фирмы DAXX. В дополнение к монитору головного устройства для задних пассажиров в подголовники передних сидений были определены TFT — мониторы Alpine TME-760 размером 6,5 дюймов.

Часть установки, поскольку сразу предполагалось поканальное усиление, была спланирована на четырех усилителях, причем чтобы придерживаться модельного ряда одного производителя, той же фирмы Alpine (хотя дело не только и не столько в марке — настолько оснащенных и стильных аппаратов еще поискать). Итак, фронтальной и тыловой акустикой было определено заведовать двум четырехканальным MRV-F540 (мощностью по 600 Ватт каждый), а двумя сабами — двум цифровым одноканальным усилителям D-класса MRD1000 (мощностью по 1800 Ватт в пике). Ну и в дополнение ко всему — малюсенький, но отдельный усилитель центрального канала из комплекта SBS — 0715. Для обеспечения запаса энергии для качественной работы усилителей были установлены два суперконденсатора емкостью по 2 Фарады каждый, а питание подводится кабелем сечением 4Ga. Для сравнения: электрическая емкость земного шара — 1 Фарада, а 4Ga — это с палец толщиной.

Акустическая часть, по нашему замыслу, должна была состоять из компонентов самого высокого класса, той же фирмы Alpine, а значит, серии «F1 Status». Именно из этой линейки была взята фронтальная трехкомпонентная акустика F17T. Комплект очень необычный и дорогостоящий, качество изготовления компонентов — высочайшее. Уже один размер твитеров, почти 80 мм диаметром против обычных 25-30 мм, вызывает уважение. Пассивные фильтры — кросcоверы этого комплекта — шедевр дизайна, и прятать такую красоту — просто преступно, поэтому впоследствии их прозрачные лицевые части были встроены в фальшпанели корпусов сабвуферов и подсвечены изнутри синими светодиодами. Мощные литые корзины мидбасов и среднечастотников, тщательно подобранный материал диффузоров позволяют добиться идеальной звуковой сцены. Правда, цена такого комплекта тоже впечатляющая — почти 3 тысячи вечнозеленых. На роль тыловой акустики был выбран комплект попроще, двухкомпонентный, но не уступающий по качеству и стилю — SPX-137A.

Низкочастотное звено комплекта — сабвуферы — то есть то, что определяет достоверную передачу басов и во многом звуковое давление системы в целом, было предложено построить аж на двух головках Alpine SWR-1221D, диаметром 12 дюймов (почти как колесо «Жигулей»!), пиковой мощностью по 1800 Ватт каждый. Звуковым оформлением для них должны были стать корпуса, встроенные в задние крылья и максимально использующие их объем. Поскольку места там оказалось немного, пришлось отказаться от корпуса типа «фазоинвертор», дающего большую отдачу, но требующего больший объем, в пользу закрытых корпусов. Лицевую сторону сабов, ту, на которой установлен динамик, решили сделать прозрачной, из 20-мм плексигласа, а внутренний объем подсветить синим неоновым светом и закрыть защитными сетками, что создало впечатление висящих в воздухе динамиков. Все динамики соединены с усилителями акустическими кабелями DAXX и Lighting Audio, общей длиной почти в 60 метров. Динамик центрального канала, предназначенный для достоверного воспроизведения звуковой сцены, должен быть расположен по центру панели, впоследствии был конструктивно объединен с дисплеем системы парковки SteelMate, тоже установленной в заново изготовленный корпус.

Для установки акустики в дверях были созданы подиумы, гармонично вписывающиеся в интерьер салона с отделкой под карельскую березу, которые дают жесткость установки динамика и позволяют сориентировать его на слушателя. Кроме того, для каждого компонента были изготовлены декоративные полированные кольца из каленого алюминия. В подиумах мидбасов встроена неоновая подсветка, освещающая выход из машины при открытии двери. Тканевые вставки дверей были заменены на перфорированную кожу с хромированной окантовкой. Исходя из пожеланий заказчика, весь салон выполнен в едином стиле: перфорированная серая кожа, элементы под дерево, полированный металл и синий неоновый свет.

Поскольку отделка багажника была кардинально видоизменена с учетом устанавливаемого оборудования, потребовалось компьютерное моделирование дизайна элементов с помощью программного пакета векторной графики CorelDraw10. В эскизы пола багажника легли фирменный логотип Alpine, очертания озера Байкал, выполненные из прозрачного оргстекла, через которое видны усилители, подсвеченные синим неоном, и вписанный в них символ модели MARK II из шлифованного алюминия. Фальшпанели сабвуферов со встроенными в них кроссоверами, а также пол багажника отделаны серым карпетом фирмы DAXX, а подиумы емкостей обтянуты перфорированной козьей кожей «Litkevich».

Основание динамика центрального канала, рамка консоли, ручка селектора АКП, подиумы акустического оформления дверей, рамки ручек открывания дверей и накладка люка были оформлены под карельскую березу по американской технологии с последующим покрытием сверхтвердым лаком HF Sikkens при помощи центра подбора автоэмалей «Lesonal-Sikkens» фирмы «Protected Surface of Lobanovitch» и фирмы «Мастерские Боцмана». В том же стиле была изготовлена декоративная вставка панели с пассажирской (теперь уже правой) стороны с металлическим логотипом Alpine, изготовленным при поддержке рекламно-исследовательского центра «Идея». По той же технологии были заменены родные таблички Qualis в порогах и задних дверях, и по желанию владельца машина приобрела новое имя собственное — «Svetlana».

Отдельный рассказ о проводке и шумоизоляции автомобиля. Когда Mark пришел из Москвы после переделки торпедо на левый руль, первое, на что мы обратили внимание, было отвратительное качество монтажа проводки, особенно впечатлила надпись «стоял на тормозе» на одном из блоков, который к тормозной системе не имеет никакого отношения (и что они этим хотели сказать?). Было принято решение приобрести на разборке аналогичную проводку, а имеющуюся демонтировать и отправить в утиль. Поскольку при переделке на левый руль изменяется положение практически всех блоков электроники, пришлось перетягивать почти километр проводов, причем весь монтаж был выполнен в соответствии с заводскими схемами проводки, полученными непосредственно от корпорации Toyota. Все работы удалось выполнить в рекордно короткие сроки — за 10 дней.

Что касается шумоизоляции — москвичи в смете выполненных работ указали шумоизоляцию салона. Да, местами она встречалась, но для аудиосистемы такого класса она категорически не подходила. Поэтому все наклеенное в Москве пришлось удалить, а взамен оклеить соответствующими материалами. В результате двери были оклеены двумя слоями «Вибропласта» СТП2 и одним слоем «Битопласта» производства фирмы «СтандартПласт» из Иваново. Багажник оклеен также двумя слоями СТП2, поскольку задние арки и крылья в универсале — самые шумные места, кроме того, там установлены сабвуферы, а это источник низкочастотных колебаний. В два слоя соответствующими материалами были оклеены пол и потолок автомобиля. Все пластиковые элементы салона дополнительно вибродемпфированы «Битопластом».

Уже первое прослушивание и просмотр еще не настроенной системы убедительно показали, что подбор компонентов и их установка выполнены верно: более чем убедительный бас, ярко звучащие верх и середина, идеальная картинка на мониторах. Звуковой процессор PXA-H700 позволяет настроить звучание каждого динамика по нескольким характеристикам, поэтому после настройки при просмотре DVD в салоне автомобиля создается полный эффект присутствия. Так в сцене падения люстры в мюзикле «Призрак Оперы» создается полное ощущение, что люстра падает прямо в салон, а прически задних пассажиров-зрителей сбиваются звуковой волной сабвуферов. Энергетика звука такова, что ощущается не только ушами, но и всем телом. При прослушивании музыки на достаточно большом уровне громкости с открытыми дверями салона лампы под потолком в стометровом боксе раскачиваются в такт, а неподготовленный слушатель может находиться в машине не более нескольких минут. Правда, громко слушать музыку на незаведенном двигателе не рекомендуется — полностью заряженный мощный аккумулятор садится за 5-10 минут.

Ночью Mark-Svetlana являет собой феерическое зрелище: синяя неоновая подсветка днища и силиконовых ковриков салона, ксеноновые лампы ближнего и дальнего света и строб-вспышки в противотуманных фарах. Сейчас, глядя на этот автомобиль, можно с уверенностью сказать: 6 месяцев кропотливого труда потрачены не зря: обычная серийная модель превратилась в эксклюзив. На этом работа над автомобилем не закончится. Если в области автозвука добавить мало что можно, то агрегатная часть машины представляет объект для дальнейших доработок. В планах замена двигателя на 1MZ от Harrier с установкой на него нагнетателя и усиление подвески.

Все зарегистрированные партнеры являются самостоятельными юридическими или физическими лицами, за деятельность которых администрация портала Japancar.ru ответственности не несет.

Уважаемые посетители! На данной странице Вы можете написать сообщение непосредственно в редакцию Japancar.ru

Мы НЕ ТОРГУЕМ запчастями, автомобилями, спецтехникой и т.д.

Если Вы являетесь правообладателем объектов охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, размещенных на сайте japancar.ru, и Ваши интеллектуальные права на них были нарушены, то мы будем рады оказать Вам содействие. Для удаления материалов Вам необходимо направить по адресу: ООО Интернет-агентство «Джей Си ВЛК», г. Владивосток, Океанский проспект, 48а, офис 611 или написать в Обратную связь на сайте через кнопку на любой странице сайта, письмо следующего содержания:

1. Заявление о нарушении интеллектуальных прав и требование об удалении материалов сайта, содержащих объекты охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, на которые были нарушены Ваши интеллектуальные права.

2. Подтверждение Ваших прав на объекты охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, позволяющее однозначно идентифицировать Вас как правообладателя данных материалов.

3. Прямую ссылку на страницы сайта, которые содержат материалы, которые необходимо удалить.