Порядок выпуска автотранспортных средств на линию
Общие сведения о выпуске подвижного состава на линию
25.12.2017 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств». Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств.
В общем случае за выпуск на линию подвижного состава автотранспортных предприятий несут ответственность три должностных лица:
– диспетчер – за правильность оформления путевой документации и проверку водительского удостоверения (нельзя выдавать путевку, не проверив водительское удостоверение);
– медицинский работник – за проверку состояния здоровья водителя;
– механик-контролер (механик КТП) – за исправность транспортного средства, выпускаемого на линию. Каждое должностное лицо подписывает путевой лист в соответствующих графах.
Механик проверяет автомобиль последним, и после его проверки транспортное средство (ТС) может выезжать на линию, поэтому он должен убедиться не только в исправности автомобиля, но и в наличии допусков ТС к работе со стороны диспетчера и медика.
В отдельных случаях допускается совмещение обязанностей диспетчера и механика-контролера одним должностным лицом.
На должность механика-контролера (в отдельных случаях – механика-диспетчера) по выпуску автотранспорта принимается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 1 года или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.
Последовательность операций, выполняемых механиком-контролером (механиком КТП) перед выпуском автомобиля на линию приведена ниже.
Проверка документации
Механик проверяет наличие в путевых листах:
- штампа предприятия и подписи диспетчера;
- штампа и подписи медицинского работника;
- записей о дате выпуска ТС на линию и дате возвращения в транспортное предприятие (фиксирует в планшете механика);
- записей показаний спидометра и остатков топлива;
- отметок о метеорологических и дорожных условиях;
- записей и отметок работников ГИБДД и других должностных лиц.
После того, как транспортное средство подано на КТП для проверки, необходимо взять у водителя путевой лист (путевка выдается диспетчером, после чего водитель обязан пройти медицинский осмотр у медика) и проверить правильность его заполнения, в т. ч.:
- проверить правильность даты и времени выезда автомобиля на линию и возвращения с линии; зафиксировать эти данные в планшете механика;
- проверить соответствие фамилии водителя в путевом листе с фамилией водителя, выезжающего на линию (при необходимости – по водительскому удостоверению);
- проверить наличие в путевке подписи диспетчера и штампа медицинского работника о допуске водителя к работе;
- проверить соответствие типа подвижного состава характеру перевозимого груза (т. е. на бензовозе, например, нельзя перевозить песок и т. п.);
- проверить наличие в путевке специальных записей для водителей автомобилей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также записей о метеорологических и дорожных условиях;
- проверить соответствие реальных показаний спидометра записям в путевом листе.
В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.
В случае, если на механика КТП возлагается контроль за своевременностью прохождения транспортными средствами планового технического обслуживания (ТО1, ТО2, СО), необходимо проверить, нет ли выпускаемого автомобиля в списках на очередное ТО.
Следует отметить, что с 1 марта 2019 года в порядок оформления путевых листов введены некоторые изменения. Так, например, при оформлении путевого листа нет необходимости ставить штампы (слово «штамп» в новых требованиях не упоминается вообще). Поэтому механик-контролер не должен требовать от водителя наличия штампов медика либо какого-нибудь другого должностного лица, да и вообще каких-либо штампов в путевом листе, поскольку новым законом это требование не предусмотрено.
Кроме того, медицинский работник при оформлении путевого листа обязан ставить в соответствующей графе только свою фамилию и инициалы, тогда как ранее требовалось полностью указывать фамилию, имя и отчество.
Еще одно изменение касается сроков, на которые можно выдавать путевой лист водителю. Если раньше закон разрешал выдачу путевого листа сроком на один месяц, при этом в течение этого периода водитель мог неоднократно выезжать и заезжать в гараж, то в настоящее время путевой лист должен выдаваться либо на один день, либо на один рейс, при этом продолжительность рейса не ограничивается. Т. е. если водитель занят перевозкой грузов во всей стране, и длительность его поездки превышает месяц или даже значительно больше, закон разрешает весь этот период использовать один путевой лист.
Но стоит водителю вернуться в гараж к месту постоянной дислокации, следующий выезд разрешается только по новому путевому листу.
Некоторые новшества введены в терминологию. Так, в новых нормативных документах термины «гараж», «место постоянной стоянки» и т. п. заменены единым понятием – «парковка» («парковочное место»). Также в терминологии добавлено новое понятие «предсменный контроль технического состояния», которое используется наряду с понятием «предрейсовый контроль».
Как и ранее, в путевом листе необходимо указывать точную информацию о владельце транспортного средства. Юридические лица указывают ОГРН, индивидуальные предприниматели – ОГРИП. Как упоминается выше, печать и штамп в заголовочной части путевки теперь не являются обязательными реквизитами.
(Приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в редакции от 1 марта 2019 года.)
Осмотр автотранспортного средства
После проверки правильности оформления путевой документации механик приступает к проверке технического состояния автотранспортного средства.
При этом в обязательном порядке проверяются:
Внешний вид автотранспортного средства , общая комплектность и наличие повреждений на кузове и элементах конструкции:
- автомобиль должен быть чистым, не иметь подтеков ГСМ из агрегатов и систем;
- автомобиль должен быть укомплектован в соответствии с конструктивными требованиями: наличие зеркал заднего вида, стандартных номерных знаков (в т. ч. нанесенных на кузов), стекол кабины, фар, фонарей, запасного колеса (или колес), брызговиков и т. п.;
- если на автомобиле планируется перевозить насыпные грузы он должен быть укомплектован палаткой для предохранения от россыпи;
- на автомобиле не должно быть следов повреждений, имеющих признаки участия в ДТП, если таковые не зарегистрированы ранее;
- проверяется исправность замков дверей кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн;
- проверяется отсутствие внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства (например, незаконная установка газового оборудования, дополнительного топливного бака, световых приборов и т. п.)
В кабине автомобиля проверяются следующие элементы:
- приборная панель на наличие сигналов предупреждающих значков, свидетельствующих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения;
- проверка обзорности с места водителя (лобовые стекла не должны иметь трещин, затемнений, штор и т. п., другие стекла кабины должны иметь хороший обзор);
- проверка обзора в зеркалах заднего вида;
- проверка ремней безопасности и подголовников;
- проверка исправности механизмов фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
- проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол;
- проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем, противооткатными упорами и знаком аварийной остановки;
- работоспособность тахографа (при наличии);
- исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)
Проверка исправности тормозной системы:
- утечка тормозной жидкости (визуально по подтекам на колесах со стороны рабочих цилиндров, из трубопроводов и шлангов, главного цилиндра и гидровакуумного усилителя);
- утечка воздуха из пневматического привода тормозов (на слух при заглушенном двигателе и номинальном давлении в пневмоприводе);
- ход штоков тормозных камер (для пневмоприводных тормозных систем);
- свободный и полный ход педали тормоза;
- работа гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов
- работоспособность стояночного тормоза
Проверка исправности рулевого управления:
- общий осмотр состояния и крепления элементов рулевой трапеции и рулевого механизма;
- проверка отсутствия деформации рулевых тяг (особенно поперечной тяги);
- проверка люфта в шарнирных сочленениях рулевых тяг (водитель слегка вращает рулевое колесо в разные стороны, при этом люфта в сочленениях тяг и рычагах быть не должно);
- проверка герметичности рулевого механизма (отсутствие подтеков смазки) и ГУР (отсутствие подтеков жидкости из трубопроводов и элементов усилителя);
- проверка свободного хода рулевого колеса; для автомобилей с ГУР или ЭУР выполняется при заглушенном двигателе, после чего двигатель запускается и проверяется эффективность работы усилителя руля
Проверка состояния колес и шин:
- соответствие шин данному типу транспортного средства;
- состояние протектора (глубина рисунка, однотипность шин на всех колесах);
- крепление колес к ступицам (крепежные элементы должны быть хорошо затянуты; проверяется визуально или простукиванием специальным молотком с длинной ручкой);
- давление в шинах (проверяется манометром);
- отсутствие признаков отслоения и повреждения элементов покрышки (визуально);
- наличие и состояние шипов или цепей противоскольжения (при необходимости);
- проверка состояния держателя запасного колеса
Проверка работоспособности световой и звуковой сигнализации , световых приборов и электрооборудования (водитель по сигналу механика включает приборы):
- состояние и работоспособность фар (ближний и дальний свет, габаритная подсветка фар);
- состояние и работоспособность габаритов, указателей поворота, стоп-сигнала, фонаря заднего хода, фонарей подсветки номерных знаков (обращать внимание на цветовую гамму приборов – запрещается размещение впереди фонарей красного цвета);
- состояние и работоспособность дополнительных световых сигналов (указатель автопоезда, сигнализатор перевозки опасных грузов и т. п.); работоспособность стеклоочистителей;
- исправность клаксона (звукового сигнала);
- наличие установленных без соответствующего разрешения дополнительных световых приборов
Если автомобиль-тягач выпускается на линию с прицепом или полуприцепом:
- проверка состояния тягово-сцепного устройства (фаркопа): фаркоп должен быть надежно закреплен в поперечине, детали головки не иметь значительных люфтов, износ зева фаркопа не должен превышать нормы, обязательно наличие предохранительной шпильки;
- наличие и состояние страховочных тросов, предохраняющих увод прицепа при самопроизвольной расцепке с тягачом;
- состояние дышла прицепа (износ петли дышла, наличие повреждений и деформаций элементов конструкции дышла);
- состояние седельного устройства тягача;
- проверка положения опор полуприцепа и работоспособность механизма их подъема и опускания;
- проверка состояния тормозной системы и системы световой сигнализации прицепного ТС осуществляется совместно с соответствующими системами тягача
По результатам проведенного технического осмотра в путевом листе проставляется соответствующая отметка о допуске ТС к работе, подтверждаемая подписью механика.
В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.
Ответственность
В соответствии с действующим законодательством за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
При этом должностные лица, ответственные за выпуск подвижного состава на линию, а также водители, уклонившиеся от предрейсовых процедур, в зависимости от правонарушения, могут быть подвержены административному наказанию в виде штрафа от 20 тыс. руб (для должностных лиц) до 100 тыс. руб (для юридических лиц).
Следует иметь в виду, что механик-контролер подчиняется непосредственно руководителю автотранспортного предприятия (либо предприятия, эксплуатирующего автотранспорт для нужд производства), и на его действия и решения не могут влиять другие должностные лица (главный инженер, заместители директора и т. п.). Т. е. распоряжениям со стороны, например, главного инженера ". ладно, пусть сегодня выезжает, а завтра обязательно починим. " механик-контролер подчиняться не обязан, и за выпуск неисправного транспорта на линию ответственность будет нести он, а не главный инженер.
Собери 8 правильных авокадо и получи запись вебинара!
"Секреты здоровой кухни" от Олега Ирышкина!
С 21 декабря 2018 года изменяются правила проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств
Информация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:
Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296 вступает в силу с 21 декабря 2018 года
3 декабря Минюст зарегистрировал приказ Министерства транспорта РФ от 8 августа 2018 года № 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств".
Этот Порядок определяет требования к организации и проведению контроля технического состояния транспортных средств с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств ( далее ТС).
Приказ вступает в силу с 21 декабря 2018 года, а требование к наличию тахографа и его проверке вступит в силу с 1 января 2019 года.
Предрейсовый и предсменный контроль проводятся до выезда ТС с парковки, предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.
Кто должен следовать правилам Порядка проведения технического контроля транспортных средств?
Требования Порядка проведения технического контроля транспортных средств должны соблюдать все субъекты транспортной деятельности, в том числе:
юридические лиц и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования, а также грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки),
эти требования должны соблюдать и те, кто осуществляет перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве, также материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).
Напомним , что недавно были утверждены новые лицензионные правила в сфере транспорта. Теперь и те субъекты транспортной деятельности, которые держат автопарк для перевозки сотрудников (корпоративный автобус до 8 человек-место), должны будут получать в следующем году лицензии. Об этом читайте нашу предыдущую публикацию.
Когда нужно проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств?
Предрейсовый контроль необходимо проводить до отправки в рейс в 2 случаях:
Разовый рейс за смену: когда в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс
Один рейс продолжительностью более 1 смены: когда длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.
Когда нужно проводить предсменный контроль технического состояния транспортных средств?
Этот вид технического контроля проводится перед сменой, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса.
Если на ТС в одну смену работает несколько водителей (несколько рейсов с разными водителями), то предсменный контроль проводится перед выездом с парковки первого водителя.
Требования к контролёру технического состояния транспортных средств
Контролер технического состояния (авто) транспортных средств проводит процедуру технического контроля:
городского наземного электрического транспорта.
Лицо, назначенное в качестве контролёра тех. состояния ТС, должен соответствовать квалификационным требованиям, которые утверждены в приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287. В этом Приказе перечислены квалификационные требования к таким специалистам, как водители, диспетчеры, контролеры, лица, ответственные за БДД и т.д.
Напомним , что недавно Верховный Суд согласился с контролирующими органами в том, что лицо, которое отвечает за безопасность дорожного движения, должно иметь специальную подготовку. Из-за отсутствия подтверждающих документов, компания была оштрафована на 100 тысяч рублей. Об этом читайте нашу предыдущую публикацию.
Что нужно проверять в ходе предсменного и предрейсового технического контроля ТС?
Проверяется исправность следующих составляющих:
тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
колес (кроме трамвая);
шин (кроме трамвая);
тахографа – вступает в силу с 1 января 2019 года (кто должен его устанавливать, описано в ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
аппаратуры спутниковой навигации – это пункт соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS",
устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб – этот пункт соответствует Тех. регламенту в пункте 13.1
Также проверяются на предмет исправности следующие конструкции
замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);
устройства фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
устройства обогрева и обдува стекол;
тягово-сцепные устройства, а также страховочные тросы(цепи);
держатели запасного колеса (кроме трамвая);
фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);
Проверяются на предмет наличия следующие пункты:
индикация на щитке приборов, свидетельствующая о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе);
стекол и обзорности с места водителя;
зеркала заднего вида и их крепления;
заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики;
ремни безопасности и подголовники сидений.
Для ознакомления с полным перечнем пунктов проверки скачайте Приказ Минтранса №296 в формате word
Как вести Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств?
Журнал можно вести в электронном либо бумажном формате.
При ведении на бумажном носителе – страницы нумеруются и прошиваются. Для ведения электронного журнала нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись.
В данном разделе магазина Штемпель Вы сможете купить готовые печати и штампы (отметки) для путевых листов такси, легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прочего автотранспорта. На сайте размещены действующие формы (образцы) штампов 2019 года, в соответствие с требованиями действующего законодательством России, приказов министерства транспорта и министерства здравоохранения. В наличие печати для оформления предрейсового медицинского осмотра, технического контроля транспортных средств, перевозки огнеопасных и опасных грузов, применяемых для заполнения путевых листов.
Штамп | Контроль технического состояния транспортного средства пройден | Т-02-2019 44х16 мм. | Оснастка GRM 4912
Форма 2019 года соответствует требованиям закона.
Форма (образец) штампа "Контроль технического состояния транспортного средства пройден" утверждена и обязательна к применению при заполнении путевых листов в соответствие с Приказом Министерства транспорта РФ от 08 августа 2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2018 № 52861)
Штамп (отметка) контроля технического состояния транспортных средств применяется для внесения контролером информации в путевом листе.
- Оснастка: автоматическая с подушкой
- Цвет / тип краски: синий / на водной основе
- Тип штемпельной подушки: сменная
- Размер штампа: 44х15 мм.
Продажа готовых штампов о прохождении предрейсового или предсменого контроля технического состояния транспортных средств. Штамп "Контроль технического состояния транспортного средства пройден" применяется техническими и эксплуатационными службами организации для внесения информации в путевой лист транспортного средства. Штамп предрейсового техосмотра ставится в путевых листах после прохождения технического осмотра транспортного средства (грузового или легкового автомобиля, автобуса).
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов обязаны организовывать предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортных средств перед рейсом.
Представленная форма штампа используется в целях упрощения внесения в путевые листы информации о прохождении контроля технического состояния транспортного средства, и предназначена для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеющих парк ТС.
Форма штампа разработана в соответствие:
Приказ Министерства транспорта РФ от 08 августа 2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2018 № 52861)
Настоящий приказ вступает в силу с 21 декабря 2018 г. со дня вступления в силу Федерального закона от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 7921), за исключением абзаца восьмого подпункта 1 пункта 10 Порядка, утверждаемого настоящим приказом, вступающего в действие с 01 января 2019 года.
В соответствии с п.10 и п.12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств:
Пункт 12. В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 – 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.
Пункт 14. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении контроля и подписи контролера не допускается.